— В Сербии о вас знают благодаря книге «Манипуляция сознанием». Что вас подтолкнуло написать эту книгу?
— Во время «перестройки» Горбачева и потом в начале «реформы» многие были поражены доверчивостью подавляющего большинства граждан. Они верили совершенно неправдоподобным заявлениям и обещаниям политиков. Когда людей спрашивали: «Как ты можешь ему верить?», они отвечали: «Да он сам вчера сказал по телевидению!». Кое-кто даже думал, что людей в больших городах облучают какими-то психотропными лучами. Советские люди не были готовы «не верить» телевидению или газете. И вот, в 1996 или 1997 году ко мне пришли отец и сын, оба физики. Они открыли маленькое издательство и сказали мне, что нужна понятная книга о «манипуляции сознанием». Нельзя наших доверчивых людей оставлять без нужного и нового для нас знания. Я стал собирать литературу, размышлять, по-новому читать газеты и смотреть телевизор — и к 1999 году составил эту книгу. Материала было достаточно, шедевра нам не надо было — нужна была книга для «ликбеза» (так в 1920-х годах сокращенно называли курсы «ликвидации безграмотности»).
В российских СМИ, в политических дебатах и в блогах нынешний режим Украины и активную провластную часть общества часто называют фашистскими. Дать явлению ошибочное имя — значит создать образ системы по аналогии с явлением, не выполняющим критерии подобия. Это чревато важными ошибками в функционально-структурном анализе, что может резко снизить качество политических и управленческих решений.
На наш взгляд, социокультурные процессы, происходящие на Украине, не обладают признаками, необходимыми для их квалификации как фашизма. «Майдан» и радикальные группы его активистов (например, «Правый сектор») не имеют генетической связи с фашизмом, хотя они используют атрибуты и символы фашизма и демонстрируют в практике агрессивность и жестокость, которые в современной культуре европейских народов наблюдались лишь в германском фашизме.
Наша рубрика основана на материалах работы Александра Гражданкина и Сергея Кара-Мурзы «Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы: 1950–2012 гг.», где собран и представлен в виде длинных временных рядов обширный статистический материал о жизни всех сфер страны с середины XX века. Чтобы понимать, нужно знать. Авторы книги собирают и восстанавливают объективное знание о движении страны за последние десятилетия. Понимание же этих процессов они доверяют своим читателям.
Продолжаем рассматривать большую тему — изменения в транспортной системе. В прошлом выпуске речь шла об инвестициях в основные фонды транспорта и связи. Теперь поговорим о протяженности дорог в России.
– Когда «либералы» говорят, что государство не должно вмешиваться в сферу культуры и проводить свою культурную политику, они говорят заведомую чушь, рассчитанную на простодушных людей. Точнее, подменяют смысл. На самом деле они знают, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Государство держит страну, а культура – это система, формирующая личный состав страны. И массу населения, и элиту. Государство в принципе не может уклониться от выполнения своих функций в сфере культуры. Поэтому рассуждать можно только о том, какую культурную политику проводит государство.
Если вспомнить 1990-е годы, то что бы ни говорили «либералы», культурная политика была у нас и при Ельцине. В результате её реализации власти удалось загнать в катакомбы (в духовном смысле слова) подавляющее большинство населения, которое не принимало проводившиеся тогда политический курс и реформы. Много лет это большинство не имело доступа в СМИ и не могло выразить свои чаяния и протесты. Такой была в то время культурная политика. Те, кто её проводил, вычеркнули наших поэтов и писателей из нашей жизни. В течение двадцати лет я не слышал по радио ни Горького, ни Блока, ни Есенина, ни романсов и песен Серебряного века... Много чего мы не слышали и не видели.
«СуперОмск» обратился к известному московскому писателю, социологу Сергею Кара-Мурзе с просьбой прокомментировать итоги референдума в Восточной Украине. Но комментарий как-то незаметно перерос в небольшое интервью. Тем более интересно, что сегодня мы все в России и на Украине оказались в эпицентре мощнейшей пропагандистской войны. И отличить правду от гипербол становится все труднее. Поэтому непредвзятое мнение серьезного интеллектуала становится вдвойне востребованным.
Референдумы на Юго-Востоке Украины фактически раскололи эту страну. Чем этот раскол может обернуться для России?
ЭКСПЕРТЫ — ОБ УКРАИНСКОМ И СИРИЙСКОМ «ФРОНТАХ» И О ТОМ, ЧТО НЕ ЗРЯ НАШИ ОТЦЫ И ДЕДЫ РАСПИСАЛИСЬ НА РЕЙХСТАГЕ
В нынешний День Победы воспоминания о разгроме нацизма в Европе приобретают особый смысл. События на Украине и вокруг нее ясно показали, как буквально в мгновение ока мир, пусть и худой, может скатиться к войне. Между тем в рассуждениях политиков, политологов и публицистов все чаще проскакивает термин «третья мировая война». Что это — страшилка, красное словцо, прогноз, предчувствие? Эксперты «БИЗНЕС Online» в целом единодушны: повторение «классической» мировой битвы вряд ли возможно. Но стоит ли успокаиваться?
Постсоветская Россия, как и Украина, — общество и государство переходного типа. Мы знаем, из какого пункта мы ушли, но идем в тумане — очень размыт образ будущего, хотя вожди и не обещают, что оно будет светлым. Еще хуже обозначен путь, по которому мы идем, не зная куда. Мы видим маленькие кусочки этого пути. В конце каждого кусочка — или какое-то радостное достижение (например, как Олимпиада в Сочи), или какая-то трясина, вроде дефолта 1998 года или аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
На этих вехах кусочки пути как будто прерываются, мы топчемся на месте, а потом опять начинаем идти — нам откуда-то по колонне передают, что это и есть наш путь, мы удачно вновь вышли на нужную нам дорогу. Вон, видите — кажется, маячит реформа здравоохранения. Ведь это прекрасно! Значит, мы все-таки куда-то идем!
А мне кажется, между трясин лешие как будто разогнали для нас туман, как просеку в лесу. Кое-что стало видно далеко, но что-то зыбкое. Там колышется еще не судьба, а какой-то «странный аттрактор». Можно преодолеть его притяжение. Но для этого надо всмотреться вперед и вспомнить ту дорогу, что уже прошли, спалив свою казарму.
Скажу о том, что мне в тумане открыл и показал нынешний киевский Майдан. Знаки были и раньше, но не хотелось вглядеться. Да и суеверными мы стали, опасались накаркать. Сейчас уже бесполезно отворачиваться, надо подать голос.
Мы переживаем великие дни. Жители Крыма показали замечательную способность к самоорганизации, какой мы еще не ждали на постсоветском пространстве. Молодые руководители, которых они выдвинули, вселяют надежды, далеко выходящие за рамки проблемы Крыма. Слава Севастополю — его дух, стойкость и ум тут сыграли большую роль.
Мы празднуем победу. Множество людей, причастных, непосредственно или духовно, к нашему невидимому сопротивлению, счастливы вместе с нами — во многих странах мира.
Но теперь события резко ускорятся, они потребуют быстрых верных решений и таких же действий. Все мы должны обдумывать и обсуждать меняющуюся обстановку, чтобы не плыть щепкой в этом потоке, а грести в нужном нам направлении.
4 февраля на сайте ЦУПа был опубликован видеоблог О.В. Куропаткиной «Позиции христианских церквей в украинском конфликте» Имеется в виду нынешнее гражданское столкновение, спровоцированное расхождениями по вопросу о соглашении об ассоциации Украины к ЕС.
Как обычно, О.В. Куропаткина изложила сложный материал сжато, ясно и объективно, избегая давать оценки. Но мы, исходя из этого беспристрастного репортажа, можем в наших комментариях сделать свои субъективные суждения, хотя и осторожно. Мы не будем касаться слов и дел церквей (и верующих), относящихся к сугубо религиозным вопросам. Однако Церковь есть одновременно важный институт, оказывающий на общество культурное, нравственное и политическое воздействие. Об этом воздействии граждане и общественные группы имеют право высказать свои суждения. Думаю, отсутствие такого диалога было бы не на пользу никакой церкви.