Этот проект вызван отнюдь не желанием «переписать» историю или ностальгией по «светлому образу» СССР. Дело в другом.
Во-первых, в России до сих пор сохраняются кризисные факторы, которые в свое время вызвали крах страны и которые определяют состояние культуры, общества, экономики сегодня. Они не были раскодированы в свое время. Значит, они по‑прежнему опасны.
Во-вторых, в нашей стране до сих пор сохраняются сложные общественные структуры, которые были выстроены в советское время, зачастую на основе структур еще дореволюционной России. Они представляют собой синтез традиционных и современных западных институтов, и понимание этих структур, осмысление опыта их строительства для нас очень важно. В постсоветской России многие из них пытались демонтировать, но они остаются тем фундаментом, на котором страна продолжает существовать.
В-третьих, сохраняется «неощущение» изменчивости окружающей действительности. Как масса людей и интеллигенция не смогли заметить те процессы, которые привели страну к краху? Украина сегодня дает пример: нам тоже не удалось уловить те изменения, которые там произошли и привели к событиям, начавшимся с Евромайдана.
"Гопники": молодежь в отсутствие альтернативы:
Могут ли гопники стать политическим субъектом?:
В рамках видеобесед о молодежи и молодежных субкультурах Сергей Кара-Мурза и Оксана Куропаткина ведут разговор о гопниках — самой крупной субкультуре современной молодежи России. Главный вопрос — какую роль эта общность может сыграть в условиях кризиса российского общества.
Субкультура гопников объединяет большое количество молодых людей, соединенных общими «понятиями», но даже в их среде наблюдается стремление к дезинтеграции — «районные» противостояния и стилистические расхождения, уход в виртуальное пространство. Кроме того, из среды гопников начинает выбиваться часть пассионарно настроенной молодежи, которая стремится что-то изменить или предложить миру. Например, они пополняют ряды футбольных фанатов, скинхедов, националистов.
Пожалуй, сегодня идет архаизация ядра гопников: вместо того чтобы разрабатывать собственную идеологию и эстетику, они начинают разрыхляться и регионализироваться.
Однако гопники, которых криминальный мир создал вокруг себя в 1990-е годы как буферную зону, могут продолжать существовать, даже перестав быть «единой армией».
Эти тенденции заставляют задаться вопросом: являются ли сегодня гопники единой общностью и какую роль они могут сыграть в кризисе нашего общества? Можем ли мы говорить о них как об общности? Может, они завершают свой жизненный цикл как общность и будут разделяться на другие группы?
Еще один вопрос, который ставит Сергей Кара-Мурза: если геополитические противники России захотят собрать общность гопников более крепко, организовать ее, не станет ли она политическим субъектом?
Да, наряду с отторжением институтов государства, у гопников есть своеобразный патриотизм и антизападничество, но и в Ливии, и в Сирии американцам удалось организовать «патриотов ислама» с антизападными позициями, которые теперь вошли в ИГИЛ и стали воевать. Насколько реальна опасность, что наши геополитические противники «воспользуются» гопниками? Смогут ли они выйти на «патриотический Майдан»?
Участники:
Сергей Кара-Мурза, ученый, обществовед, генеральный директор Центра изучения кризисного общества,
Оксана Куропаткина, научный сотрудник Центра изучения кризисного общества