Вход на сайт

Как пережить общественный кризис?

Участники:

Сергей Кара-Мурза, ученый, обществовед, генеральный директор Центра изучения кризисного общества,

Оксана Куропаткина, научный сотрудник Центра изучения кризисного общества

Сергей Кара-Мурза и Оксана Куропаткина ведут разговор о препятствиях, которые мешают новым поколениям молодых людей вписаться в структуру общества и консолидироваться вокруг единого культурного ядра. При этом Сергей Кара-Мурза выделяет несколько фундаментальных препятствий, которые, на его взгляд, устранить сегодня невозможно.

Первое — отсутствие образа будущего. Советские подростки имели образ будущего, который соединял людей: они друг друга понимали. Сегодня этого нет и не может быть.

Второе — более приземленный уровень — отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Раньше она давала достоинство и отвагу: подростки ничего не боялись, потому что знали, что завтрашний день им обеспечен. В условиях сложившейся на сегодня неопределенности такой уверенности тоже не может быть.

Третье — мы утратили характерное для прошлых поколений молодежи сочетание непритязательности и аристократизма. Непритязательность — то есть установка (и возможность) не суетиться ради барахла. При этом был доступ подростков к «роскоши». С одной стороны, это обладание вещами, которые сейчас мало кому реально доступны. С другой стороны, это доступность пространства и ощущение безопасности. В 16 лет, как вспоминает Сергей Кара-Мурза, у него появился мотоцикл: «мы проехали весь Северо-Запад, все пространство для нас было доступно, мы не чувствовали никакой опасности. Как аристократ, у которого была свита, которая его охраняла, ты чувствовал себя в безопасности».

Весь нынешний поворот в общественном сознании нацелен на то, чтобы создать общество мещан, в котором исключается и привычка к непритязательности, и аристократизм. Это создает нацию жлобов.

Эти препятствия на сегодня не преодолимы, в этой системе нет выхода, убежден Сергей Кара-Мурза. Поэтому надо создавать формы — в своей семье, в кругу своих друзей и т.д., способные помочь нам пережить этот довольно длительный период общественного кризиса.

Пессимизм и отчаяние, которые поддерживаются и в бытовых отношениях, и в искусстве, — это реакция на мировоззренческий кризис. Одной из форм такой реакции Оксана Куропаткина, автор доклада о молодежных субкультурах в современной России, рассматривает уход в альтернативную реальность в ряде субкультур, насчитывающих сотни тысяч молодых людей. Причем зачастую это люди относительно благополучные, «вписанные» в систему.

Еще одно следствие — тотальный конформизм тех общностей, которые в иные времена если не предлагали иной проект жизнеустройства, то по крайней мере выступали как «пророки», которые выходили «на площадь» и говорили, что так жить нельзя. Сейчас во многих «протестных» субкультурах протест — это только форма. Идет коммерциализация протеста, протест превращается в шоу. Конформистской по сути является и миллионная субкультура гопников.

Напомним, участники продолжают серию видеобесед о нарушении коммуникаций между поколениями, возникшем в ходе общественного срыва 1990-х и приведшем к разрыву непрерывностей поколений. Мировоззренческий кризис советского общества, симптомы которого мы видели еще в 1950-х, развивался вплоть до середины 1980-х, когда и произошел срыв. Лавинообразный кризис общества ударил и по поколениям, в том числе по нынешней молодежи.

Смотрите нас на канале Центра в Youtube